Блог Астропроекта

философия

Взаимодействие с умом и его структура

06 мая 2020

Решил поделиться с вами своим опытом понимания ума и как с ним эффективно взаимодействовать. Буду говорить о разных функциях ума, о том, как они могут помогать нам в жизни, как подружиться с умом и умело пользоваться его возможностями, а не чтобы ум использовал нас. Поговорим и о трансформации ума, и о том, как собственно сотрудничать с ним в течение дня.

Бессознательный ум

Пожалуй, основная и всеобъемлющая функция ума – это фильтр, с помощью которого мы воспринимаем мир и взаимодействуем с ним. Ум определяет наше отношение к окружающей реальности, опираясь на заложенные/полученные в него идеи и опыт. Есть сознательная часть ума, а есть бессознательная часть ума, и вот бессознательной части многими авторами отдается целых 95%. Что как бы намекает, насколько человек способен осознавать себя, свои эмоции, чувства и поступки, и как следствие правильно интерпретировать свой жизненный опыт.

Набор идей, убеждений, желаний, страхов, запретов, которые содержит в себе ум, создает определенную обусловленность, которая препятствует адекватной оценке получаемой информации, и способствует возникновению иллюзий, которые мешают воспринимать и принимать реальность такой, какая она есть. Оттого и пробуждение ото сна и иллюзий – это в первую очередь очищение, а не приобретение чего-либо, это снятие пелены с глаз, которая скрывает от нас реальность.

Ключевая трансформация ума – это освобождение от любых идей, в истинность которых мы верим, будь это негативные убеждения или даже самые что ни на есть светлые идеи. С негативными установками, которые ограничивают нас и мешают нам жить - все достаточно очевидно, хотя положительные установки могут также нести не меньшие проблемы. Так, привязанность к какой-нибудь идее справедливости будет подымать наверх гнев и чувство непринятия, каждый раз сталкиваясь с несправедливостью. Потому что каждая идея содержит в себе кучу запретов, деление мира не черное и белое, на «хорошее» и «плохое».

Таким образом желание будет управлять человеком, словно марионеткой, заставляя реагировать его одним и тем же образом на схожие события. И предсказуемость этих реакций человек будет считать своей индивидуальностью, станет ею гордиться и переполняться решимостью защищать ее. Будь это даже хорошая идея, обусловленность есть обусловленность - это всегда рамки, подкрепленные сильными желаниями и набором запретов, привязанность к тому, как все должно/обязано быть, ну а чем больше запретов, тем более бессознательным становится человек. Не мудрено, что некоторые учения говорят, что человек - это та еще машина, с набором инструкций и реагирований.

Личный опыт: как же долго я держался за определенные убеждения и принципы, а по сути своей привязанности, принимая их за свою внутреннюю природу, со словами «я такой». Обычно транслирование таких идей начинается со слов «для меня важно чтобы …» и содержит набор условий, предъявляемых внешнему миру. Так, я жил с идеей, что вот если человек работает над собой и, хотя бы пытается что-то менять в своей жизни – я его принимаю, можно сказать, одобряю. И вот у всех подобных идей общая боль – ты следуешь этому сам, и того же требуешь от других, потому непринятие других – есть непринятие самого себя, неодобрение своего поведения. Это важно для тебя, это твоя личная боль, твоя личная иллюзия в отношении этого мира, а сам мир таков каков он есть, без наших оценок ума.

Бессознательная часть ума – это в определенной степени набор реакций, контролирующих поведение человека. И одна из функций, участвующая в этом процессе – это цепочка ассоциаций, которая проскакивает с такой скоростью, что сознательная часть далеко не всегда это улавливает. А где есть контроль, там всегда будут непринятие, запреты и отрицание.

Так, впитав в детстве идею о том, что гневаться плохо, или вдохновившись на духовном пути, что нужно всех принимать и любить, ум легко усвоит подобные идеи и вы перестанете проявлять гнев, а точнее сказать, вы начнете контролировать, чтобы он не выходил наружу. И впоследствии ум будет подавлять подобные неугодные «негативные» эмоции, на автомате, без вашего ведома. Поэтому человек часто и не может понять, что и когда с ним произошло, вследствие чего он начал чувствовать себя хуже, как бы без всякой на то видимой причины, или разгневался из-за какого-то пустяка.

Личный опыт: я, что называется, с молоком матери усвоил идеи о правильном поведении, что важно всегда говорить правду, поступать разумно и быть ответственным. Подобные положительные идеи несомненно лучше, чем негативные и разрушительные. Но жизненные идеи, как я уже сказал, это всегда рамки, и все, что находится за рамками той или иной идеи и противоречит ей – под строжайшим запретом. За каждой идеей стоит желание, которое всегда подкреплено определенным страхом. Оттого, у меня есть желание выглядеть умным и разумным, подкрепленное страхом сказать неправду или показаться глупым. По сути – мы начинаем запрещать себе определенные слабости, то есть перестаем принимать себя такими какие мы есть. И мой перфекционизм – тот еще защитный механизм, с которым работать и работать, ты вроде правильный, но какой-то искусственный, ненастоящий, ты не можешь быть самим собой, проявлять себя всецело, каким и создал тебя Бог.

Эго (личность)

Все иллюзии создаем мы сами, давая уму определенные установки, приспосабливаясь таким образом к миру. Так в уме формируется личность, или эго, которое должно помогать в коммуникациях с людьми. Но чаще всего оно берет под контроль все, особенно, если оно слабое – в таком случае вся жизнь превращается в одну сплошную компенсацию. Хотя и эго символизирует индивидуальность, его главный принцип - самоотрицание, так как мы не принимаем себя такими, какие есть, вследствие чего стремимся быть и выглядеть другими. Принимая правила общения, определяющие, что позволено, а что нет, мы начинаем подавлять свои эмоции и желания. Оттого эго также называют ложным я, так как оно искусственное и служит защитным механизмом, который включается при взаимодействии с другими людьми, чтобы не чувствовать боль.

Эго создает субличности - набор масок, ролей и образов, когда в семье мы одни, на работе вторые, с друзьями третьи, а с родителями совсем иные. Эти и многие другие роли, где мы постоянно подстраиваемся чтобы выглядеть в глазах других людей определенным образом, где мы надеваем маски и теряем себя, чтобы оправдывать надежды и ожидания других – это то, что мы должны отслеживать и затем убирать из своей жизни, чтобы прийти к единой целостной личности, или даже сказать к сущности, которая действует адекватно ситуации, а не исходя из оценок окружающих. Проявляя смелость в выражении себя, вместо того чтобы время от времени или даже постоянно подстраиваться и быть «своим», мы идем к себе, настоящим.

Многие люди всю жизнь бегут от боли, доказывают что-то другим, самоутверждаются, и могут быть даже очень успешными, но все эти внешние достижения не более чем компенсация, которая не дает главного – принятия себя. При чем никакие новые идеи и убеждения не стирают старые, которые куда более сильны, потому важно именно перестать верить в то, что вам казалось истиной в отношении себя, хотя и внешняя реализация придает определенную веру в себя, особенно, если с этим было совсем все плохо. Аналогичная ситуация наблюдается и в духовных кругах – люди могут годами ходить на сатсанги, ездить на духовные ретриты, петь мантры, но так и не осмелиться идти внутрь себя, в ту боль, которую человек не хочет видеть.

Личный опыт: играть в духовность очень легко, медитировать пол часа в день, немного пранаямы, слушание лекций, осознанное прохождение сложных жизненных ситуаций, ну и изучение Джйотиш конечно само собой приближает тебя к Богу. Не сказать, что я не рос и не развивался, но это называется не путь к пробуждению, это называется более комфортный сон, оттого и духовной жизнью это назвать сложно. Получше устроиться в материальном мире, я бы так сказал, и именно к этому, как я вижу, стремятся и многие астрологи. И, даже стремясь к Богу, к просветлению, всегда важно помнить, что желание пропитано эго, и определенный путь с одной стороны отвечает нашим потребностям и мировосприятию, а с другой стороны скрывает боль, которую мы избегаем и не хотим решать. Потому, на духовном пути важна честность с собой – это, пожалуй, ключевой фактор. Быть искренним и честно признаваться в своих истинных мотивах, и тогда за тем же желанием просветления сможете увидеть, как вариант, нежелание страдать, с которым и работать лучше напрямую.

Мы сами программируем свой ум, чаще всего неосознанно, сами взвалили на него кучу функций, чуть ли не всю свою жизнь, от чего он сам в шоке. Сами придумали кучу запретов и прониклись определенными идеями, от которых сами и страдаем. Искренне убеждены, что спасение в контроле, все большем и большем, но спасение в открытости и доверии этому миру – это ли не вера в Бога и его творение. Общие принципы работы ума я описал, и вот во второй части статьи расскажу о том, как взаимодействовать со своим умом и жить со всем тем, что он накопил и усвоил.

Присоединиться к обсуждению статьи